Бизнeс-климaт
Бизнeс-климaт в стoлицe блaгoприятный – имeннo поэтому здесь сосредоточено 13% всех субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) России. По данным на 10 апреля 2019 г. – более 817 тыс. По годовому приросту МСП Москва на 3-м месте среди регионов страны.
«Бизнес и город – это две стороны одной медали, которые не могут жить и развиваться друг без друга», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин в прошлом году на открытии первого Московского предпринимательского форума.
Москва, по его словам, заинтересована в развитии малого и среднего предпринимательства. Этот сектор даёт работу 2,4 млн человек, а значит, здесь трудится каждый третий москвич. С другой стороны, малый бизнес формирует лицо города, поскольку в большинстве своём развивает сферу услуг.
Действовать сообща. Московская неделя предпринимательства пройдет в столице
За последние годы столица стала заметно радушнее к бизнесу. «Из закрытого города с завышенной, несоразмерной ценой на коммерческую недвижимость начинает превращаться в город, который привлекает предпринимателей, даёт им возможность развиваться», – считает градоначальник.
В Москве действует целый цикл программ поддержки начинающих и уже состоявшихся предпринимателей, работают 15 Центров услуг для бизнеса. Существующие меры поддержки, по словам мэра, «изменили парадигму развития, помогли льготами, инфраструктурой».
Москва вошла в пятёрку самых «умных» городов мира. Высокий уровень связи, Интернета и других коммуникационных услуг тоже способствует развитию бизнеса, равно как и благоустроенные общественные пространства, где можно оборудовать летние веранды, проводить концерты и другие мероприятия.
Технологии для дела
Растёт количество инновационных компаний. В 35 московских технопарках в основном разместились именно технологичные компании, занимающиеся развитием инноваций. И в них работают более 45 тыс. человек.
Поддержка и развитие технологического предпринимательства, по мнению генерального директора «Сколково Форум» Екатерины Иноземцевой, – одно из важнейших направлений формирования и поддержания инвестиционной привлекательности любого региона. Москву она считает лидером в этом направлении.
«Технопарки, инкубаторы, коворкинги, акселераторы, специальные программы финансовой и нефинансовой поддержки – всё это необходимые составляющие полноценного и всестороннего сопровождения развития инновационного технологического предпринимательства», – уверена Е. Иноземцева.
Место встречи — МПФ-2019. 22 тыс. участников соберёт ВТБ Арена
«Посмотрите, какое количество коворкингов появилось, – добавляет управляющий партнёр Newman Sport, сооснователь Ironstar и Rosa Run Владимир Волошин. – Предприниматель без проблем может найти рабочие места для себя и нескольких человек ещё, не обременяя себя долгими поисками и оформлениями. А если не пошло дело – так же без проблем отказаться от них».
Впрочем город готов представлять предпринимателям не только инфраструктурную поддержку, но и цифровую, реализуя амбициозный проект инновационного кластера. «Его ИТ-платформа станет маркетплейсом, где крупный бизнес сможет находить научные решения своих запросов, научные институты – коммерциализировать свои разработки, а производители – получать больше заказов для своих заводов и фабрик. Для мировой практики этот опыт беспрецедентен», – считает он.
Волошин также считает важным, что Москва стала использовать при разработке обучающих программ и мер поддержки предпринимательства реальные успешные кейсы бизнесменов. «Возникает вероятность, что заниматься своим делом станет модным», – поясняет В. Волошин и отмечает ещё один важный фактор – защиту бизнеса. Он видит примеры: Штаб по защите бизнеса и бизнес-омбудсмен столицы действительно отстаивают права компаний.
На неделе предпринимательства, которой уже традиционно заканчивается в Москве май, по словам гендиректора «Сколково Форума», можно «громко заявить о существующих проблемах и необходимых направлениях поддержки».
«Здесь технологические предприниматели могут продемонстрировать инвесторам, представителям городских и федеральных властей, а также индустриальных компаний свои достижения, проекты, инновационные технологические решения. Такие мероприятия особенно эффективны для формирования полноценных технологических сообществ, которые должны объединять предпринимателей, инвесторов и потребителей», – пояснила Е. Иноземцева.