Антикоррупция после социализма. Какие страны активнее борются со взятками?

Рoссия – пoсeрeдинe

Рeйтинг этoт пoявился два года назад, и нынешняя версия – результат года независимой исследовательской работы. В ходе неё оцениваются системность и эффективность антикоррупционной политики в 16 странах бывшего СССР и Восточной Европы.

«Эти страны начинали новую жизнь в похожих условиях, но пришли к несколько разным результатам, – поясняет выбор глава фонда Александр Страхов. – Начиная исследовательскую работу, мы хотели оценить внимание к этой проблеме общества и правительств. Дать оценку результативности анти­коррупционной борьбы вряд ли возможно, поэтому больше исследуется активность правительств и общества».

Блат на новый лад. Как чиновники умеют извлекать выгоду из своей должности?

Построен рейтинг на основе анализа национальных программ и законов по борьбе с коррупцией, материалов государственных органов и некоммерческих организаций, публикаций СМИ и интервью экспертов.

По словам А. Страхова, в ходе анализа охватить удалось не все постсоциалистические страны, но постарались взять в среднем по 2 из каждой территориальной группы – скажем, Латвию и Эстонию из Прибалтики, Казахстан и Узбекистан из Центральной Азии. Полностью в рейтинг попало Закавказье – это пример, показывающий, как страны одного региона выбрали свой, не похожий на других путь.

Разделили страны также на 3 смысловые группы. В одной, попавшей под сферу влияния Евросоюза, дела с антикоррупцией сложились лучше всего – они шли быстрее и последовательнее, т. к. вынуждены были выполнять требования ЕС по этому вопросу. Другая часть – Центральная Азия, здесь в силу политических причин и культурных особенностей процесс, который изначально запустился наравне с другими, довольно быстро затормозился и с некоторого времени идёт весьма медленно.

Страны, что оказались посередине, а среди них и Россия, предпочли свой индивидуальный путь.

 

Нужен независимый орган?

Оценка проводилась по 30 критериям, объединённым в 9 групп. По каждому критерию эксперты выставляли баллы – от 1 до 3. Учитывались стратегия по борьбе с коррупцией, состояние антикоррупционного органа, декларирование имущества, госзакупки, регулирование бизнеса, криминализация коррупции, независимость с­удебной власти, политическая коррупция, а также ратификация конвенций и выполнение рекомендаций.

Антикоррупционный рейтинг Центра открытости о­бщества возглавили Словения и Эстония, набравшие по 2,55 балла, за ними в списке следуют Польша (2,54), Грузия (2,52), Латвия (2,51), Ч­ехия (2,17) и Румыния (2,10), и только потом появляется Россия, получившая в общем зачёте 2 балла.

«Взятки берут даже дети». Репортаж из самой коррумпированной страны СНГ

На последних позициях – Азербайджан с 1,44 балла и У­збекистан, набравший всего 1,31 балла.

«Если попробовать дать нашей стране рекомендации по улучшению антикоррупционной политики, ссылаясь на иностранный опыт, – говорит А. Страхов, – то я был бы за единый антикоррупционный орган с широкими полномочиями, желательно полностью независимый от власти, который мог бы составлять свою коллегию выборщиков. Было бы здорово увидеть там побольше представителей общественности и организовывать вокруг него побольше активности».

В то же время, по его словам, в нашей стране много и позитивных тенденций. «Возьмём те же центры «Мои документы» в Москве и регионах, – приводит он пример. – Думаю, низовую коррупцию они очень здорово подкашивают. Н­адеюсь, что примерно такая же ситуация и в ГИБДД».