«Aвиaнoсeц изo льдa длинoй 610 метров»: В сети всплыли старые записи Уинстона Черчилля
Чтобы понять отчаяние англичан, задумавших реализовать эту идею, стоит вспомнить реалии того периода. В 1942 году казалось, что державы Оси были на пути к победе в войне, а конвои, снабжавшие Британию оборудованием и ресурсами, постоянно подвергались атакам. В ноябре 1942 года союзники только в Атлантике потеряли — в основном из-за подводных лодок — 150 судов снабжения. Не хватало сил и средств для поддержки конвоев с воздуха. Джеффри Пайк, британец, делегированный в Объединенный оперативный штаб США, придумал, как решить эту проблему.
Одна из его идей заключалась в том, чтобы использовать огромные айсберги с двигателями в качестве плавучих аэропортов. Пайк справедливо предположил, что он не может использовать большое количество дефицитного стратегического сырья, такого как сталь или алюминий, для достижения своей цели. К сожалению, у айсбергов был существенный недостаток — несмотря на значительную устойчивость к повреждениям, они были беззащитны перед высокой температурой. Предложение обойти эту проблему было предложено Пайку Максом Перуцем, австрийским ученым-иммигрантом.
Раствор оказался смесью, состоящей на 86 процентов из воды и на 14 процентов из опилок. После замерзания эта масса имела прочность железобетона.
Более того, была разработана еще более устойчивая смесь, состоящая из воды и… прессованных газет. Помимо устойчивости к повреждениям, оказалось, что смесь чрезвычайно медленно плавился, что было доказано на практике при создании модели авианосца. Испытательное судно водоизмещением 1000 т оснащалось малым двигателем мощностью 1 л.с. с охлаждающим оборудованием. Испытания прошли успешно — корабль оказался не только устойчивым к повреждениям, но и не плавился, хотя испытания проводились летом.
Черчиллю представили проект гигантского авианосца Habakkuk, и поначалу он подошел к нему с большим энтузиазмом. Корабль был больше всего, что когда-либо плавало по океанам. Он должен был быть длиной 610 метров, с мощной артиллерийской установкой и авиагруппой из 300 самолетов. От амбициозных планов быстро пришлось отказаться из-за военных реалий и технических проблем. Несмотря на ограничение использования дефицитного сырья, выяснилось, что проблема будет заключаться в обеспечении необходимого количества древесины.
Гвоздь в гроб Аввакума был забит ухудшающейся стратегической ситуацией в Третьем рейхе. В декабре 1943 года строительство корабля было окончательно прекращено.