Бензиновые акцизы. Сохранение их позволит снизить рост цен на топливо

Цeны нa бeнзин — oднa из вoлнующиx мнoгиx тем. Особенно в свете разговоров о новом повышении стоимости литра топлива. Исправить ситуацию могло бы сохранение акцизов на бензин, считает эксперт Андрей Гордеев. Об этом он рассказал ФБА «Экономика сегодня».

Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением с 1 января сохранить акцизы на бензин и дизтопливо на прежнем уровне. «Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре-октябре выросли крупнооптовые цены. Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня. В целях снижения давления на розничные цены мы предложили оставить акцизы с 2019 года на том уровне, на котором они находятся сейчас. Мы уже предложили это правительству», — приводят СМИ слова начальника управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрия Махонина. При этом сроки возможного рассмотрения данного вопроса названо не было. 

Ждать ли дальнейшего роста цен на бензин?

На этой неделе Счетная палата опубликовала заключение на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы. В нем она напомнила, что с 1 января 2019 года акциз на бензин пятого класса вырастет. По мнению палаты, рост такой ставки в полтора раза с 1 января может вновь привести к резкому росту цен на бензин.

Без особых скачков

Естественно, предложение сохранить акцизы благотворно скажется на рынке, отмечает младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. Правда, стоимость топлива от этого вряд ли снизится, но зато замедлятся темпы роста. «Несмотря на заявления Счетной палаты, резких скачков цен все-таки не будет. Нефтяникам гарантированы компенсации в том, что касается 92 бензина и дизеля, поэтому они будут сдерживать цены. Но если мы будем смотреть по акцизам, это будет прирост в районе трех рублей по бензину и 2,40 р. по дизелю», — сказал Гордеев.

Нефтяная цени и курс валюты

В общем ситуация на рынке достаточно стабильна, но многое будет зависеть от внешней конъюнктуры — например, что будет с нефтью и курсом доллара. Если рост нефти станет сопровождаться усилением доллара на внутреннем рынке, это может обернуться еще большей рентабельностью экспортных поставок и отрицательно скажется на ценах топлива. Но нефтяникам будет выгодно держать цены в рамках нижней границы определенного диапазона, чтобы получать компенсации из бюджета, заметил Андрей Гордеев. 

Эксперт сомневается, что правительство вряд ли отреагирует на предложения ФАС: «Скорей всего, все останется как есть». 

Количество акцизов в литре

Вопрос о дальнейших ценах на нефть остается открытым. Бензин будет дорожать, но многих интересует, какими темпами. Правительство, судя по всему, с налоговым маневром ожидает, что в год будет идти прибавление цены в 5%.

«Но акциз — та составляющая, которая напрямую влияет на рынок, и отмена акциза реально приведет к снижению цен, причем к довольно существенному. Сейчас доля акциза в цене за литр бензина — около восьми рублей», — указал Андрей Гордеев. 

ФАС предупреждает. Игорь Артемьев – о том, как борются с завышением цен

Не далее как весной стоимость литра топлива в России ощутимо и довольно резко подросла — для многих компаний было более приоритетным продавать топливо за рубеж, где оно оценивается дороже. ФАС констатировала: действия нефтяных компаний стали причиной дефицита нефтепродуктов в России. Вырос в результате в РФ и объем контрафактного топлива. Урегулировать ситуацию получилось за счет переноса срока повышения акцизов и договоренностями с нефтяными компаниями.

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак летом отмечал, что «апокалиптические прогнозы о скачке цен до 100 рублей за литр бензина» не сбудутся. У правительства, по его словам, достаточно инструментов, чтобы не допустить резкого и серьезного роста на моторное топливо.

Чтобы избежать роста цен на бензин введут обратный акциз на нефть для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Его получат заводы, которые не только выпускают, но и поставляют бензин на внутренний рынок. Размер акциза — порядка 3 тысяч рублей на тонну перерабатываемого сырья.