ЦБ планирует изучить причины отказа клиентов от инвестстрахования жизни

Цeнтрoбaнк плaнируeт прoaнaлизирoвaть причины, пo кoтoрым часть клиентов, купивших первые полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) 3-5 лет назад, не продлевают их после окончания срока действия договора. Об этом сообщил журналистам директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук.

«Мы будем задавать уточняющие вопросы, возможно проведем фокус-группу, потому что нам важно, отказался человек — почему? Потому что он ожидал большой доход (по полису — прим. ТАСС), или просто у него, я извиняюсь, денег нет? Ведь в числе отказавшихся есть в том числе те, кто просто ушел из темы страхования. Мы будем делать анализ», — сказал он.

Пристальное внимание ЦБ к ИСЖ связано с бурным ростом этого рынка (страхование жизни за счет ИСЖ в 2017 году выросло на 53,3% — до 328,5 млрд руб., впервые превысив по объему рынок ОСАГО). Такой активный рост сегмента за счет продаж ИСЖ через банки в качестве альтернативы депозитам вызывает опасения регулятора, говорили ранее неоднократно в ЦБ — там опасаются завышенных ожиданий клиентов от доходности по полисам ИСЖ, которая по договору не является гарантированной.

Страховщики должны добиваться того, чтобы у потребителя не было обманутых ожиданий, подчеркнул Жук. Это возможно через принятие обязательных стандартов продажи продуктов ИСЖ для участников рынка, которые разрабатывает Всероссийский союз страховщиков.

«Через стандарты заключения договора (у клиента — прим. ТАСС) с самого начала должно быть понимание, что он может получить через пять лет. Если он понимает, что это риск (неполучения инвестдохода — прим. ТАСС), который солидарен с компанией — это одна его реакция. Если он понимает, что ему про этот риск никто не сказал — то через 5 лет он сильно обидится», — рассуждает Жук.

Данные лидера рынка

В понедельник крупнейший страховщик жизни — «Сбербанк страхование жизни» — первым на рынке сообщил, что уровень пролонгаций по первым 395 полисам ИСЖ компании, проданным в 2012 году и закончившихся в 2017 году, составляет 25% (из 217 млн руб. выплат 53 млн руб. клиенты перевложили обратно в ИСЖ).

Еще 25% клиентов переложили деньги в другие инвестиционные инструменты управляющих компаний Сбербанка — паевые инвестфонды, индивидуальные инвестсчета, доверительное управление, сообщил ТАСС во вторник генеральный директор «Сбербанк страхование жизни» Алексей Руденко. По его словам, это говорит о том, что полис ИСЖ был переходным этапом от депозитов к более широкому использованию инвестиционных инструментов.

«Остальные клиенты по ИСЖ (50% — прим. ТАСС) открыли депозиты, либо забрали деньги на крупные покупки, поскольку изначально выбирали ИСЖ как накопления к определенному сроку. Тем более, зачастую выгодоприобретатель по завершившимся договорам ИСЖ не совпадает со страхователем, и получатели денег — это другие люди (не те, кто заключал договор — прим. ТАСС)», — сказал Руденко, добавив, что компания будет работать над повышением пролонгаций по ИСЖ.

Сейчас в компании более 200 тыс. клиентов по ИСЖ, средний уровень доходности составляет 9%.

Об ИСЖ

ИСЖ активно продается через банки в качестве альтернативы депозитам, клиентов привлекают потенциально более высокой доходностью, чем по вкладам (при этом уровень доходности не гарантирован и она может как превысить ставку по вкладам, так и оказаться нулевой, вложения в ИСЖ не застрахованы в АСВ и полис нельзя досрочно расторгнуть без потерь). Инструмент работает как страховка жизни, при этом единовременный взнос клиента (обычно 300-500 тыс. руб.) страховщик инвестирует по выбранной клиентом стратегии. В конце срока договора страховщик гарантированно возвращает клиенту внесенную сумму, и плюс возможный инвестдоход, который зависит от результатов инвестирования.

Информационное агентство России ТАСС

Открыть брокерский счёт