Госдума приняла в I чтении проект о порядке списания долгов по неустойкам при госзакупках

Гoсдумa принялa в пeрвoм чтeнии законопроект о порядке списания сумм неустоек (штрафов, пеней) заказчиками при госзакупках. Законопроект был инициирован правительством.

Документом предусматривается, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику, подрядчику, исполнителю за неисполнение или ненадлежащее исполнение в 2015 и 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанных заказчиком, подлежат списанию в случаях и в порядке, определенных правительством РФ.

Принятие законопроекта позволит снизить финансовую нагрузку на поставщиков, в том числе на субъекты малого и среднего предпринимательства, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Владимир Гутенев («Единая Россия») напомнил, что в конце 2014 года была принята норма, позволяющая заказчику предоставлять поставщику отсрочку уплаты неустоек за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, а также осуществлять списание начисленных сумм таких неустоек.

«Изначально действие данной нормы распространялось только на 2015 год, но впоследствии было продлено и на 2016 год. Это послабление было призвано стать одной из антикризисных мер, направленных на смягчение последствий резко возросшего в тот момент давления, в основном внешнеполитического, на российскую экономику», — указал он.

Вместе с тем в ходе анализа, проведенного Счетной палатой, было установлено, что принятую норму применили далеко не все главные распорядители бюджетных средств, у которых задолженность поставщика по начисленным неустойкам отражена в бюджетном учете, пояснил депутат.

«Максимальные суммы отсрочек по уплате начисленных неустоек были предоставлены МВД России (75,5 млн рублей) и Минздравом России (30,3 млн рублей). Максимальные суммы списанной неустойки приходились на Минприроды России (81,8 млн рублей), Росавтодор (47,8 млн рублей) и ФТС России (36,9 млн рублей). При этом общий объем предоставленных отсрочек и произведенных списаний составил менее 1% от общей суммы неуплаченных неустоек, а 12 главных распорядителей бюджетных средств, в том числе Минпромторг, Роскосмос, Росморречфлот, списание и отсрочку уплаты задолженности в 2016 году вообще не осуществляли», — привел данные депутат, подчеркнув, что на их основании был сделан вывод о том, что такие антикризисные меры в сфере закупок не нашли широкого применения среди заказчиков и не доказали актуальность их дальнейшего продления.

«Мы и не стали их продлевать на 2017 год. В то же время у многих заказчиков остается принятой к учету просроченная задолженность по уплате неустоек, подлежащая списанию. Однако эти заказчики формально не могут осуществить такое списание, поскольку соответствующие нормы утратили силу. Мы считаем, что возвращение правила о списании неустоек будет обоснованным и справедливым. Однако подчеркну, что речь идет о задолженности, сложившейся только в 2015 и 2016 годах по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме в течение двух указанных лет. Таким образом, заказчики, пусть и с некоторым опозданием, но смогут довести до логичного завершения этот вид антикризисных мер», — заключил Гутенев.

Информационное агентство России ТАСС

Открыть брокерский счёт