Продажа «Роснефти» китайцам откладывается на полгода

Пeрeпрoдaжa в Китaй гoспaкeтa aкций «Роснефти», от которого отказались катарский фонд QIA и швейцарский сырьевой трейдер Glencore, откладывается на полгода.

Как сообщает Reuters, об этом в среду предупредил сам Glencore в квартальном отчете.

Изначально сделку с китайской CEFC, согласившейся выкупить 14,16% акций «Роснефти», планировали закрыть до конца 2017 года. Но в срок продажа не состоялась, и теперь Glencore ожидает ее завершения лишь к концу первого полугодия 2018-го.

Причиной отсрочки, вероятно, стало отсутствие у китайской компании средств. Из общей суммы в 9,1 млрд долларов CECF самостоятельно может оплатить лишь треть, остаток должны покрыть российские деньги. Их в виде бридж-кредита на 5 млрд евро предоставит банк ВТБ.

Переговоры о займе завершились только в конце января 2018-го. На форуме в Давосе глава банка Андрей Костин сообщил, что китайцы «оплатили все комиссии», и кредитная линия открыта.

Впрочем, предупреждает Glencore, сделке еще требуется одобрение со стороны регулирующих органов.

На момент, когда Катар и Glencore объявили о продаже, у ВТБ был запас свободной валютной ликвидности: на счетах в банках-нерезидентах 9,76 млрд долларов, а долг перед внешними кредиторами — 2,5 млрд долларов; итого — 7,3 млрд долларов, подсчитали аналитики Райффазенбанка.

Эта валютная подушка «образовалась у банка за счет депозитов физлиц, привлеченных ВТБ 24″, — рассказывал аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Деньги дешевые — в среднем по долларовым депозитам ставка — 0,9%. Именно эти средства российского населения де-факто и будут выданы в кредит китайскому покупателю «Роснефти».

Первый инвестор в лице катарского фонда (и подконтрольного ему Glencore), напомним, объявил о продаже пакета в сентябре. Сделка на 75% была профинансирована за счет заемных денег — сначала кредит выдал один из российских банков, а затем — итальянский Intesa.

Последний с весны искал инвесторов, которые были бы готовы разделить с ним бремя финансирования крупнейшей приватизационной сделки в российской истории. Но на фоне введения новых санкций США ни один из 15 банков, получивших приглашение, не дал согласия, сообщал Reuters в августе.

В результате Катар и Glencore избавились от тех акций, которые были куплены на итальянские деньги (75% пакета), и вернули кредит Intesa. На таких условиях сделка проводилась изначально: если банк, не находит желающих вложиться в кредит, то пакет выкупается обратно, рассказывали The Wall Street Journal источники, близкие к участникам приватизации.

Материалы по теме

Китайцы оплатят покупку Роснефти за счет вкладов россиян
За Роснефть заплатили деньгами ЦБ


Изображение: RIA Novosti

Открыть брокерский счёт