Мнoгo лeт Вeликoбритaния былa финaнсoвoй гaвaнью для миллиoнeрoв сo всeгo мира — сюда «текли» заработанные честно и не очень деньги из России, Китая, азиатских, африканских, латиноамериканских стран. В Объединенном королевстве отмывается порядка 90 миллиардов фунтов стерлингов в год. Всего за девять лет (с 2006 по 2015 г.г.) из одной только России сюда «утекло» под 130 миллиардов долларов, подсчитали специалисты Deutsche Bank.
«Временный президент» Венесуэлы просит Лондон не возвращать золото Мадуро
Британские власти, откровенно говоря, закрывали глаза на происхождение этих миллиардов, это-то и привлекало в страну проворовавшихся банкиров или олигархов. Но в прошлом году Лондон решил замораживать имущество иностранных граждан, которые не смогут доказать законное происхождение средств. Сегодня британские антикоррупционеры проводят сотни расследований, используя этот закон. Теперь потерять на Туманном Альбионе можно и честно заработанные деньги. Так, Банк Англии отказался возвращать золото на сумму в 1,2 миллиарда долларов президенту Венесуэлы Николасу Мадуро. По информации Bloomberg, на такой шаг британский регулятор пошел после просьбы американских чиновников перекрыть Мадуро доступ к иностранным активам.
А чьи еще активы зависли на Туманном Альбионе? Рассказывает АиФ.ru.
22 миллиона для начала
Первым под прицел британских антикоррупционеров попал неназванный иностранный гражданин — Лондон заблокировал его активы на сумму более 22 миллионов фунтов стерлингов. По данным Bloomberg, арест был наложен на недвижимость.
«31 января (2018 года) вступил в полную силу закон о криминальных финансах. В течение двух недель мы направили запрос о состоянии имущества необъяснимого происхождения в отношении иностранного олигарха и собственности на 22 миллиона фунтов стерлингов. Активы были заморожены, и, если в течение нескольких недель этот человек не сможет доказать их происхождение, тогда правительство будет вправе изъять его активы», — цитировало РИА Новости британского министра по вопросам безопасности Бена Уоллеса.
Почему Запад не выдаёт России наших воров и жуликов?
Ордера выданы, арестов нет
В марте прошлого года глава британского Министерства обороны Гэвин Уильямсон объявил о выдаче ордеров на арест «сомнительного российского имущества».
«В ближайшие недели и месяцы правительство будет тщательно работать, и заниматься решением проблемы (с „сомнительным российским имуществом“ — ред.)», — заявлял министр на встрече с эстонским коллегой Юри Луйком.
«Уже выданы ордера на арест имущества неизвестного происхождения. <…> Наша задача заключается в том, чтобы учесть все приобретенное неясным способом имущество, и для этого уже приняты необходимые меры», — цитирует Уильямсона издание Delfi.
При этом за почти год так и не стало известно, кому именно принадлежит это «сомнительное российское имущество».
Позже в The Sunday Times появилась заметка о начале расследования Национальным криминальным агентством (NCA) Великобритании как минимум 120 «коррумпированных представителей элиты». «Наше внимание сосредоточено на борьбе с коррумпированными элитами и их незаконно полученным богатством. Мы не выбираем наши цели по национальному признаку», — цитирует газета представителя криминального агентства. При этом, по словам источника СМИ, большинство из списка коррумпированной элиты — граждане России, либо лица, связанные с Россией.
Прощай, «Челси»? Что будет с русскими богатствами в Лондоне
Подробнее
Прошлись по женщинам
Первым фигурантом британского расследования о нелегальном происхождении средств, чье имя было обнародовано, оказалась Замира Гаджиева, жена бывшего руководителя государственного Международного банка Азербайджана (МБА) Джахангира Гаджиева. Два года назад экс-банкир был приговорен к 15 годам лишения свободы за финансовые махинации.
55-летняя Замира Гаджиева уже десять лет живет в Великобритании. Лондон наложил арест на ее ювелирные изделия. За один день супруга экс-банкира могла потратить 150 тысяч фунтов на бриллианты. Сначала Национальное криминальное агентство изъяло украшения на 500 тысяч долларов, затем конфисковало кольцо стоимостью 1,5 миллиона — изделие забрали прямо у ювелира, который ремонтировал его.
Миллиардеры в бегах. Чем занимаются бывшие банкиры-аферисты?
Также по данным NCA, Гаджиева на незаконно полученные деньги купила в Англии два объекта недвижимости за 28,5 миллионов фунтов.
Кроме того, британские власти «положили глаз» на имущество Гульнары Каримовой, дочери экс-президента Узбекистана Ислама Каримова. Иск об изъятии ее активов в Высокий суд Лондона направило британское Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (Serious Fraud Office, SFO). Речь идет о трех объектах недвижимости, купленных на деньги, полученные Каримовой и ее экс-мужа Рустама Мадумарова преступным путем. Власти Узбекистана ведут переговоры с Лондоном о передаче имущества Каримовой. На родине дочь бывшего президента признана виновной в неуплате налогов, хищениях, подделке документов и уничтожении документов офшорных компаний, вымогательстве, мошенничестве, сокрытии иностранной валюты, нарушении таможенного законодательства, нарушении правил торговли и оказания услуг, а также в легализации доходов, полученных преступным путем.
Выхода нет. Страшная сказка «узбекской принцессы» Гульнары Каримовой
Подробнее
Кстати, десять лет назад Великобритания блокировала активы исландских финансовых организаций. Дело в том, что британцы активно вкладывали деньги в банки Исландии, которые во время кризиса 2008 года столкнулись с серьезными проблемами — их задолженность превысила 60 миллиардов долларов. Озабоченное накоплениями своих граждан, британское правительство обвинило исландцев в сокрытии информации и использовало закон, разрешающий блокировать активы другого государства, если оно способно нанести ущерб экономике Великобритании. Лондон даже угрожал исландцам заморозить имущество всех компанией, если банки не согласуют компенсацию британским вкладчикам.
В 2011 году Великобритания блокировала активы бывшего ливийского лидера Муамара Каддафи и его детей, на сумму 900 миллионов фунтов стерлингов.
А летом прошлого досталось и «Газпрому» — из-за тяжб с Украиной. Лондонский суд принял решение заморозить активы российской газовой монополии в Великобритании. Впрочем, через три месяца британцы приказ об аресте активов «Газпрома» отменили.