Эксплуaтaция пeрвoгo рoссийскoгo сaмoлeтa, разработанного в стране после развала СССР, — Sukhoi SuperJet 100 — превратилась в головную боль для авиакомпаний, которые приобрели эти машины.
Как сообщают «Ведомости», в прошлом году средний налет российского лайнера составил 3-3,7 часа в сутки. Это втрое ниже показателей зарубежных самолетов, которые находятся на эксплуатации в России.
У крупнейшего покупателя — «Аэрофлота» — половина находящихся в парке SSJ100 не летают, в результате даже приходится менять маршрутную сеть, рассказали изданию источники, близкие к компании. Средний налет «Аэрофлота» на SSJ100 составляет немногим больше 3 часов в сутки.
Второй крупнейший эксплуатант в России — «Газпромавиа» летает на Sukhoi в среднем 2,1 ч в сутки. Главный иностранный покупатель — мексиканская Interjet — 5-6 часов.
Для сравнения: средний налет иностранных самолетов у российских авиакомпаний (без учета малой и бизнес-авиации) в 2016 году составил 9 часов в день. У зарубежных лоукостеров этот показатель достигает 12-13 часов.
Главная причина проблем — дороговизна и сложности с получением запчастей, объясняют собеседники «Ведомостей».
Самолетов производится мало, и сторонним поставщикам делать комплектующие неинтересно — их выпускают только заводы ОАК. Но ОАК также выполняет гособоронзаказ и он всегда в приоритете, поэтому необходимые для SSJ100 запчасти нужно ждать.
Кроме того, для их получения нужно пройти бюрократическую волокиту с обширным документооборотом, которого требует российский закон.
ГСС пытается проводить пульную программу оборота компонентов для SSJ100 (право авиакомпании передать провайдеру сломавшуюся запчасть в обмен на исправную), но Гражданский кодекс запрещает бартер, поэтому такую передачу необходимо оформлять как куплю-продажу. Кроме этого, Росавиация требует паспорт каждого компонента с указанием, где, у кого и как долго он стоял, — в мире такой практики не существует.
SSJ100 — первый гражданский самолет, разработанный в России. Относится к семейству региональных судов, дальность полета базовой версии — 4400 км, вместимость — 98 пассажиров. Его производство началось в 2011 г. На начало апреля выпущено 122 SSJ100, по данным журнала «Авиатранспортное обозрение»: 65 из них — у российских эксплуатантов (в том числе 30 у «Аэрофлота»), 30 — у зарубежных, 19 — на хранении или готовятся к передаче эксплуатантам, 7 — у самой ГСС для испытаний, один разбился в Индонезии в 2012 г.
Материалы по теме
В правительстве предложили прекратить закупки иностранных самолетов
Путин призвал увеличить производство оружия
Открыть брокерский счёт