«Негатив перевесит». Подорожает ли бензин из-за новых акцизов?

С 1 янвaря 2019 гoдa в Рoссии вырaстут aкцизы нa бензин и дизельное топливо. Акциз на бензин вырастет на 3,7 тысячи рублей до 11,892 тысячи рублей за тонну, акциз на дизельное топливо — на 2,7 тысячи рублей, до 8,258 тысячи рублей за тонну.

По словам вице-премьера Дмитрия Козака, данные меры не приведут к повышению цен на заправках. «Во всяком случае будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — заявил вице-премьер.

Повышение акцизов было ранее запланировано на 1 июля. Однако в мае из-за резкого роста цен на топливо в правительстве приняли решение снизить акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 и 2 тысячи рублей соответственно.

Какая цена на бензин оптимальна для России?

Вырастут ли цены? 

Как заявляют в правительстве, после повышения акцизов препятствовать росту цен на бензин будет налоговый маневр. Его новые правила предусматривают введение возвратного акциза, который по сути субсидирует нефтяные компании из бюджета. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, при повышении акцизов все будет зависеть от того, насколько эффективно будет проведен этот маневр в нефтяной отрасли. 

«Все будет зависеть от настроек так называемого демпфера — отрицательного или возвратного акциза, который предусмотрен налоговым маневром. Он предполагает субсидирование нефтяников из бюджета для того, чтобы не допустить роста цен. Как этот демпфер будет работать, никто не знает, но он предусмотрен, и сейчас идет обсуждение между нефтяными компаниями и правительством. В частности, речь идет о коэффициентах демпфера. Это должно помочь сдержать цены, но насколько это поможет, будет ясно, когда станут известны коэффициенты и весь механизм их работы», — говорит Аркуша. 

Сдержать цены попытаются и за счет увеличения экспортных пошлин. Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, которые взимаются с выручки. Согласно принятому закону, правительство сможет экстренно поднять экспортную пошлину в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть вырастут на 15%. 

100 рублей за литр: фантастика или реальность?

Риск повышения цен с нового года есть, и он связан не только с увеличением акцизов, но и с НДС, который поднимется с 18 до 20%.

«Решение вернуть акцизы на прежний уровень с января 2019 года конечно же повлияет на цены. Они возрастут. Но не это столь страшно, а то, что в январе могут сойтись сразу несколько факторов, которые могут повысить цены на топливо — это повышение акцизов, плюс рост НДС и начало налогового маневра, который предусматривает снижение экспортных пошлин и рост НДПИ. Налоговая нагрузка постепенно будет переходить на скважину. Это повлияет на то, что цена нефти внутри страны будет возрастать. А соответственно, когда цена на нефть растет, то возрастает и цена бензина на внутреннем рынке. Пока не совсем понятно, как будет работать инструмент обратных акцизов. Он только вводится, и неясно, сработает или нет. Поэтому есть опасность, что цены вырастут и правительству придется принимать экстренные меры, как это было в мае 2018 года, когда пришлось существенно понижать акцизы», — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

По мнению Юшкова, принятых правительством мер может оказаться недостаточно для предотвращения роста цен.


Как растут цены на нефть и на бензин. Инфографика

Подробнее

«Надо ли вообще повышать акцизы? Существенное повышение акцизов произошло в кризисный период в 2014-2015 годах, когда стоимость нефти упала со 100 долларов до 27. Тогда бюджету надо было искать дополнительные источники поступления денег. Сейчас, когда нефть в бюджете заложена 40 долларов за баррель, а ее цена сейчас 75, то, наверное, негатив от повышения акцизов при повышении цен на топливо будет гораздо хуже, чем тот позитив, который государство получит от дополнительного введения акцизов. Цена возрастет на топливо, народ перестанет ездить, летать, произойдет рост цен и т.д. Суммарный негатив, вполне вероятно, будет больше, чем поступления в бюджет», — говорит Юшков.