Кaк рaсскaзaл ФБA «Экoнoмикa сeгoдня» рукoвoдитeль Цeнтрa япoнскиx исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, ставка России на развитие Курил обесценивает «экономический козырь» Японии, заключающийся в содействии развитию этих территорий в надежде на смягчение позиции Москвы по территориальной проблеме.
Положительные изменения благодаря действиям России
Японский военный аналитик Ю Коидзуми побывал на Южных Курилах и рассказал об изменениях, которые произошли с момента его последнего визита на острова в 2013 году. Одним из основных изменений он отметил улучшение инфраструктуры Кунашира, также обратил внимание на реконструкцию дорог, обновление зданий и повышение уровня зарплат местного населения. В итоге Коидзуми констатировал факт, что чем богаче становятся Южные Курилы, тем меньшую ценность представляет «экономический козырь» Японии.
Освоим Курилы вместе. Договорятся ли Россия и Япония?
«В словах Коидзуми следует обратить внимание на тот факт, что положительные изменения произошли не благодаря сотрудничеству с Японией, а благодаря действиям российской стороны. И это положительный момент, потому что как бы мы не говорили о совместном хозяйственном освоении, рывка в развитии экономики Курильских островов можно достигнуть только за счет собственных сил, средств и капиталов», — прокомментировал мнение японского специалиста Валерий Кистанов. Он считает, что чем интенсивнее России будет развивать Курильские острова, тем слабее будет становиться «японский козырь», заключающийся в содействии развитию этих территорий в надежде на смягчение позиции Москвы по территориальной проблеме и передачу их в той или иной форме Японии.
Эти изменения, по словам Кистанова, стали возможными благодаря целевым федеральным программам России, принятым еще несколько лет назад. Первая программа социально-экономического развития Курильских островов была проведена с 2007 по 2015 год.
Стратегические задачи программы заключались в создании благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на островах, и повышении привлекательности этого региона как места жительства. Предполагалось также развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, которая позволила бы сформировать благоприятный инвестиционный климат и в итоге увеличить «вес» Курильских островов в экономике региона.
Все упирается в юридическую проблему
«Другое дело, что денег на реализацию всех проектов не хватает. Что касается экономического сотрудничества с Японией, то я не думаю, что совместное сотрудничество здесь может стать каким-то трамплином для резкого экономического рывка островов. Да, сейчас наметились пять сфер экономического сотрудничества, среди которых туризм, аквакультура, сельское хозяйство, переработка мусора и альтернативная энергетика», — считает Кистанов.
Специалист отмечает, что масштабных проектов, способных придать мощный импульс развитию островов, здесь не просматривается. Проекты обсуждаются на уровне разговоров. В то же время очередная японская делегация, состоящая из деловых кругов и представителей госструктур, посетит острова уже в августе. Они будут знакомиться и предлагать к реализации какие-то проекты в рамках совместной хозяйственной деятельности. Прилетают на Курилы и делегации бывших жителей, но их визиты не имеет отношения к экономическому развитию островов.
Возможен ли компромисс с Японией по Курилам?
«При этом крупный японский бизнес не заинтересован в проектах на островах и Абэ приходится практически уговаривать компании, чтобы они заходили в проекты. Японцев больше интересуют энергоресурсы — нефть, газ, уголь и цветные металлы. Алюминий занимает четвертое место по объему экспорта в Японию, но после санкций США Япония отказалась закупать его у нас. Если они откажутся от этих санкций, то будет прогресс в отношениях, а что касается пяти проектов на Курилах, то здесь все продолжает упираться в юридическую проблему», — отмечает эксперт.
Кистанов считает, что главная проблема в решении Курильского вопроса заключается в том, что японская позиция не демонстрирует никаких компромиссных вариантов. Позиция Токио остается прежней, предполагая передачу по их требованию четырех островов, более того, из года в год она ужесточается.
Как отмечали ранее эксперты, некоторые подвижки в решении Курильского вопроса наблюдались до начала нулевых годов, но все резко изменилось с приходом на пост премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми.
«Мы не собираемся обсуждать законность принадлежности России этих островов, потому что Токио с этим согласилась еще при подписании декларации 1956 года. Японцы не намерены пересматривать свои, главный из которых, что острова должны быть возвращены Японии. Они предлагает все инициативы в контексте именно этого плана, и только впоследствии готовы заключить мирный договор. У России здесь другая позиция — сначала мы заключаем мирный договор, потом ведем разговор о территориях. Эти принципиальные расхождения не позволяют надеяться, что в обозримой перспективе территориальная проблема получит решение, а мирный договор будет подписан», — прокомментировал сложившуюся ситуацию Кистанов.