«Мaйскиe укaзы» прeзидeнтa Рoссии Влaдимирa Путинa, озвученные в 2012 году после выборов, не будут реализованы в срок.
Амбициозный перечень поручений — от повышения уровня жизни до перехода к несырьевой модели экономики — потерял актуальность, когда цены на нефть рухнули, а отношения с Западом деградировали до состояния санкционной войны.
Исполнение указов должно завершиться весной 2018 года, однако уже ясно, что заложенных в них параметры останутся недостижимыми, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Например, указы требовали создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. На деле их — 16,8 млн, причем в прошлом году их число сократилось на 1,437 млн.
Объем инвестиций в ВВП нужно было увеличить до 25% в 2017-м году и 28% в 2018-м. На деле за первое полугодие капвловложения составили 4,3 трлн рублей, или около 10% от ВВП.
Долю высокотехнологичной продукции нужно было поднять на 30%, на деле она составляет всего 9% (данные ЦСР).
«Мы не достигаем параметров уровня производительности труда и инвестиций к ВВП. Указы были приняты в 2012 году, но с тех пор уровень потенциального роста только замедлился, а не ускорился», — констатирует главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Очевидно, что указы принимались в другой реальности — нефть стоила 120 долларов за баррель, а возможность ее падения в 4 раза не снилась никому даже в кошмарах.
«Исполнительная власть осознанно отказалась от выполнения указов президента в полном объеме, потому что это не совпало со старой стратегией в новых условиях», — говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. После обвала нефти федеральный бюджет оказался на грани катастрофы — в 2016 году (если не учитывать доходы от экстренной приватизации «Роснефти») его дефицит составлял почти 4 триллиона рублей, или 25% от расходов.
Нагрузка легла на регионы, которым нужно было повышать зарплаты врачам и учителям. Но и там был взят курс на то, чтобы резать ассигнования. «Просто на это не готовы тратить», — резюмирует Надоршин.
Теоретически, чтобы отчитаться о выполнении указов по инвестициям, можно, например, запустить несколько госстроек. «Это, конечно, повысит уровень инвестиций в ВВП, но понятно, что это не то качество инвестиций, которое хотелось бы», — отмечает Орлова: частый бизнес по-прежнему отказывается вкладывать. У каждого второго предприятия горизонт планирования меньше двух лет, показало исследование ВШЭ.
Относительным успехом можно считать подъем РФ в рейтинге Doing Business, указывает экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик: и хотя 20-е место (согласно указам) пока не достигнуто, рост составил 100 позиций вверх (до 35-го места).
«При этом многие задаются вопросом, насколько это продвижение отразилось в улучшении ситуации с точки зрения инвестиционного климата в РФ», — говорит Лисоволик.
Власти негласно обещали бизнесу заморозить налоговую нагрузку, не вводить дополнительных сборов, но по факту происходит рост налогового давления, сообщила в октябре Торгово-промышленная палата. В бюджет 2018-20 гг заложили триллион рублей дополнительных сборов в виде роста акцизов не бензин, платы за использование лесов, водоемов и радиочастот введение новых налогов в портах.
При этом, по target=»_blank»>данным НАФИ, больше половины предпринимателей считают не работающим закон о защите частной собственности; треть полагают, что она не защищена вовсе — ни на законодательном, ни на исполнительном уровне (30%).
Очевидно, что цели улучшения жизни и ускорения экономического роста отодвигаются в будущее — ставится задача догнать и перегнать мировую экономику, от которой в правительстве ждут уверенного роста (на 3% и выше).
Между тем, напоминает Лисоволик, ряд экономистов обращают внимание, что такой рост в принципе не гарантирован: уровень долга увеличивается, а на финансовых рынках надуты пузыри за счет политики сверхдешевых денег и эмиссии, которую проводили мировые ЦБ. Как итог вполне возможно «развитие по кризисному сценарию».
Материалы по теме
Сборы с населения и бизнеса увеличат на триллион рублей
Россияне оплачивают выход из кризиса 35й месяц подряд
Изображение: RIA Novosti
Открыть брокерский счёт